Историческая справка

Историческая справка


           Поселение возникло на базе поселка с одноименным названием, основанного в 1915 году (7 сентября) в связи с постройкой радиостанции на острове Диксон для обеспечения плавания экспедиции Б.А. Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач».
С 1916 года создана постоянно действующая гидрометеостанция. Жители поселения традиционно занимались обслуживанием навигации, наблюдениями за климатом, гидрографическими исследованиями, геологоразведкой, промыслом морского зверя, пушнины, рыбы. В апреле 1957 года после выделения Диксонского района из Усть-Енисейского, были созданы местные органы власти.
С 1 января 2006 года в соответствии с Законом Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2004 года № 308 «Об установлении границ муниципальных образований Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и наделении их статусом городских, сельских поселений, муниципального района» в границах существовавшего на 6 октября 2003 года муниципального образования «Диксонский район» образовано муниципальное образование «Городское поселение Диксон» (далее Городское поселение).
Городское поселение Диксон является административно-территориальным образованием, которое входит в состав Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
На территории поселения расположена самая северная континентальная точка мира — мыс Челюскина. В пгт.Диксон находится самый северный порт в России, ранее один из важнейших портов Северного морского пути.
История поселения неразрывно связана с историей освоения Арктики и Северного морского пути.
В 1601 г. Стрелецкий отряд Мирона Шаховского основал в Тазо-Обской губе город Мангазею — крупный торговый и ремесленный центр. Ходили на Мангазею из поморья Северным морским путем вдоль побережья. В это время в Западной Европе возрос интерес к Северному морскому пути на восток вдоль берегов Сибири. Полагали, что это новый путь в Индию. Южным — вокруг Африки — уже владели Испания и Португалия, поэтому Голландия и Англия обратили внимание на север. При этом их интересовала не только Индия, но и богатая Сибирь. Оживленная торговля шла здесь вплоть до закрытия северного морского пути в 1619 г. указом царя Алексея Михайловича в целях сохранения безопасности Руси.
В ходе торгово-промышленных экспедиций составлялись карты и описания отдельных участков Таймыра.
В 1730 году масштабные исследования побережья Карского моря были осуществлены выпускником Морской академии геодезистом Петром Чичаговым. (его именем назван 120-километровый участок побережья Карского моря). Составленные им карты Енисейской провинции и каталог населенных пунктов являются одними из первых трудов по географии Севера Красноярского края.
Начало изучению Севера России положила Великая Северная экспедиция 1734-1743 годов, задуманная еще Петром I и осуществленная вскоре после его смерти. Имена участников экспедиции увековечены на карте поселения Диксон в географических названиях — Берег Харитона Лаптева, мыс Челюскина, шхеры Минина, берег Прончищева, пролив Овцына.
В XX веке российским мореплавателям и ученым удалось доказать возможность практического использования Северного морского пути. Среди кораблей, отправившихся в начале XX века в плавание по Северному морскому пути, яхта «Заря» Русской Полярной экспедиции Эдуарда Васильевича Толля. Цель экспедиции — поиски Земли Санникова, попытка пройти дорогой, открытой Норденшельдом. К сожалению, сам Толль из этой экспедиции не вернулся. Но на карте Таймыра осталось более 250 новых географических названий, нанесенных участниками экспедиции во время их зимовки на западном побережье Таймырского полуострова.
Открытия Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.) коренным образом изменили существовавшие представления о плавании Северным морским путем и способствовали превращению его в бесперебойно действующую транспортную арктическую магистраль.
Административным центром муниципального образования «Городское поселение Диксон» является поселок городского типа Диксон. Поселок Диксон расположен на побережье Карского моря, на западной оконечности Берега Петра Чичагова полуострова Таймыр и на острове Диксон, разделенном с материком полуторакилометровым проливом, в состав земель поселка также входят острова Конус, Сахалин и Северный.
Численность постоянного населения городского поселения по состоянию на 01.01.2011 года составляет 638 чел. (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.). Расстояние до краевого центра (г. Красноярск) – 2507 км, до районного (г. Дудинка) – 650 км по воде. Расстояния от аэропорта Диксон до ближайших аэропортов: Дудинка – 506 км; Норильск («Алыкель») – 526 км; Хатанга – 750 км.
В 1875 году небольшое парусное судно «Превен» под командованием Адольфа Норденшельда через пролив, носящий теперь название пролив Превен, вошло в бухту, которую Норденшельд считал лучшей на всем северном побережье. Гавань и остров были названы именем шведского предпринимателя Оскара Диксона, который финансировал эту экспедицию.
Поселок Диксон был основан в 1915 г. на острове Диксон, материковая часть застроена позже. В сентябре 1915 г. на острове была открыта одна из первых арктических радиостанций, а с 1916 г. работает гидрометеорологическая станция, на базе которой в 30-х годах образованы первый на Северном морском пути арктический радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория.
На Диксоне в разное время работали и жили многие знаменитые покорители Арктики: Иван Толстоухов, Петр Чичагов, Федор Минин, Дмитрий Стерлигов, Харитон Лаптев, Семен Челюскин, Адольф Норденшельд, Андрей Вилькицкий, Фритьоф Нансен, Эдуард Толь, Федор Матисен, Александр Колчак, Борис Вилькицкий, Константин Неупокоев, Николай Евгенов, Руал Амундсен, Никифор Бегичев, Валерий Альбанов, Рудольф Самойлович, Георгий Ушаков, Николай Урванцев, Владимир Воронин, Иван Папанин, Владимир Визе, Шмидт, Михаил Сомов, Алексей Трешников, Павел Пономарев, Юрий Кучиев и др.
На территории поселка сохранилось 11 объектов культурного наследия — памятники истории освоения Арктики и памятники Великой отечественной войны.
В течении советского периода освоения Арктики пгт.Диксон превратился в важный транспортный узел, развитие получила стройбаза (обслуживавшая всю территорию поселения), сельскохозяйственное производство, социальная сфера.
Численность населения была максимальной в 1991 г. и составляла с полярными станциями и воинскими частями более 5 тыс. человек.
В последние 20 лет произошло резкое сужение востребованности хозяйственных функций поселка, численность населения сократилась в 7 раз, преобладающая часть жилого фонда была законсервирована.
Однако, пгт.Диксон продолжает обеспечивать осуществление хозяйственных функций федерального значения, продолжают свою работу погранзастава, гидрографическая база и гидрометеорологическая обсерватория.
Перспективы дальнейшего развития поселка связаны с модернизацией Северного морского пути, освоением минерально-сырьевых и биологических водных ресурсов поселения.